Анализ масел. Основы и применение
Среди промышленников бытует поговорка о том, что масло не изнашивается, а только становится грязным. Это заблуждение. Масло изнашивается. В ходе его применения в нем накапливаются как загрязнения извне, так и продукты окисления самого масла, идет деструкция полимерных присадок, расходуются антиокислительные, моющие и противоизносные присадки.
Масло приходит в негодность и перестает нормально смазывать машину. При этом внешний вид масла — не главный критерий его работоспособности. Невидимые глазу показатели качества масла может определить только химический анализ. Для такой диагностики служат современные аналитические ме-
тоды: феррография, спектральный анализ, подсчет частиц, инфракрасная спектрометрия и т. д.
Как хороший врач по результатам анализа крови может сказать, что происходит с тем или иным органом пациента, так и хороший инженер по результатам анализа масла может сказать, что происходит с тем
или иным узлом машины. Диагностика машин по состоянию масла — отдельная инженерная дисциплина. На Западе ей посвящено несколько книг, регулярно выходят журналы Machinery Lubrication и Oil Analysis, существуют сообщества трибологов, работают независимые диагностические лаборатории. Автор данной книги, профессор Джеймс Фитч — общепризнанный мировой авторитет в этой области, член правления Международного совета по смазыванию машин (ICML). Его трудом соз-
дана всемирная система подготовки и аттестации специалистов по диагностическому контролю.
У нас наука диагностики машин по состоянию масла развита слабо. Приходилось даже слышать мнение: «Нам легче турбину выбросить, чем организовать у себя аналитическую лабораторию». Сторонникам такой точки зрения данная книга ни к чему. Она нужна тем, кто хочет, чтобы его турбины (моторы, насосы, редукторы…) служили долго, не ломались и не простаивали в ремонте. Эта книга поможет понять, из чего состоит смазочное масло; как оно работает в различных условиях; какие
изменения происходят с ним во время работы и как они проявляются в показателях, которые можно измерить; что эти показатели говорят о состоянии всей машины или отдельных ее узлов. Эти знания позволяют на ранней стадии определить приближающуюся проблему и принять меры, чтобы предотвратить неожиданный отказ оборудования.
Данная книга — первое русскоязычное основополагающее руководство по диагностическому контролю. Причем это руководство для начинающих, дающее только основные понятия. Если сравнивать диагностику машин с диагностикой людей, то это — пособие для студентов-медиков первого курса.
Существуют и более продвинутые«спецкурсы» следующих уровней. Например, компания InLube прово-
дит очное обучение диагностическому контролю в системе ICML, в том числе и на русском языке. Интересно, что российских специалистов, имеющих аттестат ICML, всего 17 (для сравнения, в США их 2582, а в Малайзии — 103).
Хочется надеяться, что с появлением этой книги специалистов по диагностическому контролю станет больше.
Новиков Евгений Анатольевич,
генеральный директор
компании Соктрейд (г. Москва),
кандидат химических наук
ЗАКАЗАТЬ КНИГУ>>>