MARPOL 2020. Взгляд из Великобритании

В последние годы одной из актуальнейших тем, обсуждаемых в среде морских транспортных компаний, нефтепереработчиков и органов, регулирующих морские перевозки, является ужесточение требований Международной морской организации (IMO) в части допустимых выбросов оксидов серы с морских судов – MARPOL 2020.

Являясь ведущей независимой консультационной компанией, специализирующейся на вопросах нефтепереработки, Euro Petroleum Consultants (EPC) уделяет пристальное внимание тем обсуждениям в обществе, которые сопровождают вступление данных требований в силу, что ожидается в январе 2020 года. 6 ноября 2018 года Британская судоходная палата провела специализированную конференцию, и ЕРС приняла в ней участие. Насколько же актуальна данная проблема для Великобритании и как ее планируется решать?

Прежде всего, следует отметить высокую важность данного вопроса для экологии страны – по данным Министерства транспорта Великобритании, в 2016 году только морские суда, осуществляющие внутренние морские перевозки, выбросили в воздух в 10 раз больше оксидов серы, чем весь наземный транспорт Королевства. И это без учета выбросов с международных судов, судов, стоящих в портах, и выбросов с портовой инфраструктуры.

Очевидно, что любой вопрос ужесточения выбросов с судов в большой степени затрагивает поставщиков бункерного топлива – нефтеперерабатывающие компании. И прежде всего это относится к возможности продавать остаточное топливо с содержанием серы до 3,5%. Согласно анализу компании Concawe, специализирующей на экологических исследованиях для нефтяной промышленности, из около 30 млн тонн бункерного топлив, которые будет потребляться в Европе в 2020 году, только 3 млн тонн останется высокосернистым, остальное – остаточное топливо с содержанием серы до 0,5% (8-13 млн тонн) или дистиллятное топливо (13-19 млн тонн).

При такой прогнозной структуре рынка огромное значение приобретает рецептура получения низкосернистых бункерных топлив путем компаундирования различных нефтяных фракций с точки зрения их совместимости, чему был посвящен доклад компании Chevron. Тема качества подобных топлив и вопросы безопасности их использования также была озвучена в докладе OCIMF, добровольного объединения нефтяных компаний в сфере транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов.

Интересно было услышать мнение судовладельцев, которые были представлены компанией Carnival Corporation, одного из крупнейших круизных операторов в мире. В настоящее время парк компании представлен 105 круизными судами, перевозящими 12 млн пассажиров в год. Согласно планам компании, в части соответствия MARPOL 2020, большинство существующих судов будет оснащено системами очистки дымовых газов (скрубберами), что позволит продолжать использовать высокосернистое остаточное бункерное топливо. Что же касается новых судов, то все они будут оснащены двигателями, способными работать на СПГ и дистиллятном топливе, которое будет использоваться только для захода в порты и в качестве резервного топлива. Компания уже разместила заказы на 11 подобных судов, первый из которых будет спущен на воду к концу этого года.

«Использование СПГ в качестве бункерного топлива получает все большее распространение благодаря своей экологичности в сравнении с нефтяными топливами, что приводит к ускорению темпов снижения спроса на котельное топливо по всему миру и стимулирует нефтепереработчиков к реализации концепции «НПЗ без мазута» - считает Валентин Котломин, директор по стратегическим исследованиям и экономике переработки компании EPC.

ЕРС продолжит следить за ситуацией вокруг внедрения MARPOL 2020 и влияния данных требований на нефтеперерабатывающую отрасль. Чтобы узнать больше, не пропустите специальную конференцию ‘IMO 2020 – Are You Ready?’, которая пройдет в Лондоне 17 января 2019 года, https://www.europetro.com/week/imo2020, а также 14-ю Конференцию и выставку России и стран СНГ по технологиям переработки нефтяных остатков - BBTC 2019, которая пройдет в Москве в апреле 2019 года, https://europetro.ru/week/rusbbtc2019.

Возврат к списку